Методического объединения учителей гуманитарных наук

Птица не взлетит, если у нее не будет сильных крыльев. Полководец, ведя свое войско к победе, помнит, что в бою главная роль принадлежит не только ему, но и сержантам. Ведь они ближе всего к рядовым бойцам.
Вот такими крыльями птицы и сержантами являются руководители школьных методических объединений (далее ШМО). Я являюсь одним из них. Наше ШМО гуманитарных наук насчитывает 9 человек. Это филологи, историки – одна треть коллектива. Все учителя с высшим образованием. Стаж работы от 15 до 40 лет.
Чтобы двигаться вперед, не стоять на месте, чтоб согласовать свою работу, составляем план на год с учетом общешкольного плана и задач преподавания своего предмета. Цели и задачи, которые мы поставили перед собой, это повысить качество обучения за счет освоения новых технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы ученика. У каждого учителя своя методическая тема, над которой он работает в течение года.
Югова Л. Д. – развитие творческого мышления учащихся через систему ЕГЭ. Дружинина С. А. – приобщение детей к культурному наследию Прикамья и Нытвенского края через краеведческую работу. Катырева Н. А. – самостоятельная работа с учащимися на уроках литературы. Крылова С. А. – подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию. Зонова М. М. – использование тестовых технологий на уроках немецкого языка. Половникова Е. П. – формирование навыков самостоятельной работы на уроках иностранного языка. Шитоева В. А. – развитие речи на уроках русского языка.
Работа над методической темой планируется по этапам:
• Теоретическое исследование проблемы, изучение литературы (выступление на заседаниях МО);
• Практическое исследование проблемы (апробирование в своей практике, внедрение в учебно-воспитательный процесс);
• Обобщение – анализ полученных результатов, оформление материалов о работе над проблемой (открытые уроки, творческий отчет, отчет по теме самообразования.
В личных методических планах учителей предусмотрен раздел «Работа по самообразованию», который включает:
• Рекомендации «Планирование работы по самообразованию, исходя из темы школы;
• Индивидуальный план работы по самообразованию.
На первый взгляд ничего необычного в работе ШМО – она традиционна по содержанию и формам. Знакомство с опытом работы учителей школы, района, области, страны через посещение семинаров, педстудий, курсов. Овладение новыми более современными методами и приемами обучения и воспитания детей. Обсуждаем вопросы теории и практики образования, обмениваемся опытом работы. Разрабатываем и утверждаем тесты, тексты и задания контрольных и проверочных работ. После проведения, обсуждаем их результаты и разрабатываем рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Чтобы привлечь интерес учащихся к своему предмету, филологи и историки проводят предметные недели. Внеклассная работа со школьниками имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она способствует расширению и углублению знаний, творческой активности, служит средством профориентации. Внеклассная работа открывает простор для осуществления нравственного воспитания, так как позволяет привлечь дополнительный и разнообразный материал по этому предмету, интерес обучающихся в той или иной области знаний в известной степени удовлетворяется и на факультативных занятиях. На факультативах рассматриваются трудные вопросы правописания, пунктуации и др.
В ШМО учителей гуманитарных наук существует группа творчески работающих учителей, которые занимаются инновационной деятельностью: исследовательской, проектной и работой с одаренными детьми. Анализируя работу нашей творческой группы сложился следующий алгоритм работы:
1. Выбор темы (исследования, проекта).
2. Обоснование актуальности темы, осознание ее.
3. Сформулировать цель и задачи работы.
4. Сбор материала.
5. Работа с литературой и архивными документами, фотоматериалами и др.
6. Обработка материала.
7. Оформление работы.
8. Публичное выступление, защита.
Возросший профессионализм учителей нашего ШМО подтверждает участие учащихся в районных и областных научно - практических конференциях и конкурсах:
2005 год
Югова Л. Д. подготовила победителя (1 м.) областной НПК по русскому языку Пачина Семена. Тема работы – «Тема Великой Отечественной войны в творчестве А.Ф. Чебыкина.
Призеров этой же конференции подготовили Дружинина С. А. и Крылова С. А. Это работы Шавшуковой Анжелы, Шавшуковой Наташи – «Школьный фольклор», «Частушки села Григорьевского о Великой Отетечественной войне» - Крылова Анна.
1 заочный тур XII Всероссийских юношеских чтений им. В. И. Вернадского прошли 3 работы учеников ГСШ
1. Безденежных Егор 11 кл., «Чужие, ставшие своими» (рук. Дружинина С. А., Крылова С. А.) Он стал победителем 2-го тура заочного конкурса юношеских исследовательских работ.
2. Работа «Свадебная обрядность с. Григорьевского» авторами которой являются Гладышева Таня, Палкина Анна, Шалимова Ольга, под руководством Дружининой С. А. Авторы этой работы стали дипломантами конкурса им. В. И. Вернадского
3. «Что ни село, то говор» работа ученицы 8 класса Шавшуковой Наташи (руководитель Дружинина С. А.).
Дипломантом Сочинского Интернет-конкурса исследовательских работ о ВОв является работа Батиной Лены «Мой прадед», руководитель Югова Л. Д.
Призер V областного конкурса социальных проектов в номинации «Мое свободное время», проект «Дари добро» авторы: Мокроусова Г. А., Крылова С. А.
2004 год.
Донскова Наталья и Пачин Семен 7 класс. 1 место в областной научно-практической конференции для 5 – 7 классов по литературе и русскому языку г. Пермь.
«ХХ век в частушках села Григорьевского», учитель Югова Л. Д.
Печенкина Оля 7 класс, дипломант областной научно-практической конференции для 5 – 7 классов по литературе и русскому языку г. Пермь.
«Моей деревни нет на карте», учитель Югова Л. Д.
Терехина Оля 11 кл., Гавшина Ирина 10 кл., 1 место в районной научно – практической конференции г. Нытва, они же дипломанты областной научно-практической конференции г. Пермь. Руководитель Дружинина С. А., Крылова С. А.
Диплом I степени в IV областном конкурсе социальных проектов. Проект «Мы - григорьевцы» авторы: Крылова С. А., Дружинина С. А.
2003 год.
Мелехина Лена, Аблова Ольга 10 кл. благодарственное письмо и подарки оргкомитета областной научно-практической конференции г. Пермь. Руководитель Дружинина С. А.
Аблова Ольга 10 кл. дипломант Всероссийской исследовательской деятельности старшеклассников «Истории России. XX век». «Судьба семьи в судьбе страны». Руководитель Югова Л. Д.
Каждый год в школе проходит конкурс «Учитель года». Это смотр мастерства, показ достижений и профессиональных наработок. В этом году на конкурс подали заявки Крылова С. А. и Катырева Н. А. Учителя нашего ШМО принимали участие в районном конкурсе «Учитель года - 2003» Половникова Е. П. и Крылова С. А. Победителем была признана Половникова Е. П.
Они закончили в 2005 году курсы «Использование ИКТ в образовании» и применяют новые технологии на своих уроках. С. А. Дружинина не только использует компьютер на уроках русского языка, литературы, факультативах, но и делится опытом работы с коллегами нашей школы и района. Курсы при ПОИПКРО прошла Югова Л. Д. (2004, 2005 г.)
Учащиеся старших классов пишут проекты той или иной темы по разным предметам. В прошлом году ученики 10 класса сделали проекты изучения творчества Блока, Ахматовой, Есенина, Маяковского. Этот материал я использую на уроках литературы.
Моя роль как руководителя ШМО быть опорой для администрации, заметить все хорошее, что есть в работе учителей, организовать коллектив на то или иное мероприятие, следить за выполнением намеченного плана работы на каждый месяц, разобраться в той или иной трудной ситуации, быть пропагандистом новых методик и технологий в преподавании предмета, т. е. поддерживать в коллективе деловой настрой, быть лидером, заводилой интересных дел.
О работе своих коллег мне хотелось бы сказать так:
А мы родились для того,
Чтоб мыслить, чувствовать, творить,
Чтоб краткость мига одного
И вечность мира ощутить,
Чтоб пламя сердца своего
И труд свой отдавать.
А мы родились для того,
Чтоб жить, а не существовать. |