/tvor_rab1.html МОУ Григорьевская средняя общеобразовательная школа.Информация о школе.

ИНФОРМАЦИЯ О ШКОЛЕ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ТВОРЧЕСТВО УЧЕНИКОВ

ТВОРЧЕСТВО УЧЕНИКОВ

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

Нытвенское управление образования

XII  районный конкурс научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ

 

Секция русский язык

 

 

Личное имя в загадках села  Григорьевского
(тезисы)

 

 

Автор: Гладышева Анастасия 4а класс, Григорьевская средняя общеобразовательная школа
Руководитель: Дружинина Светлана Анатольевна учитель русского языка и литературы МОУ ГСОШ

 

 

 

 

с. Григорьевское 2006 г.


     Баю, баю, баю, бай,
Под окном стоит бабай,
Под окном стоит бабай,
Кричит: «Имя мне отдай».
Ты, бабаюшка, не ходи,
У нас имя не буди,
У нас имя одно,


Мы его не отдадим – так поется в колыбельной песне о важности и  нужности  собственного имени.  Величайшее уважение к имени человека люди проявляли во все времена.   Наделение ребенка именем понималось как приобщение его к себе подобным и окрашивалось мистицизмом.  Народ выразил свое отношение к имени в такой пословице: «С именем – Иван,  без имени - болван».   
 Загадки обогащали детский ум такими знаниями, которые содействовали формированию и других качеств личности.
Разнообразны содержащиеся в загадках сведения о человеке. Целью моей работы является анализ применения личных имен в загадках, собранных в с.Григорьевское.
Мною было собрано много загадок, затем я отобрала загадки, которые содержали имена собственные.   Таких оказалось не очень много.
Самым распространенным именем в собранных мною загадках является  мужское имя Иван:
Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведет, там заметки кладет. (Карандаш).
Женское же имя Маланья имеет  символическое значение, ср. молонья – молния, так говорят у нас в селе: Пришла Маланья – зажглось пламя, пришел Пахом – затрясся дом. (Молния и гром).
Часто  личное имя в загадках  употребляется с глаголом «стоит»:
Стоит Егорка на пригорке
В красной ермолке.
Кто мимо пройдет —
Всяк поклон отдает. (Земляника)
Стоит Арина, рот разиня. (Печная труба)
Стоит Фёкла, а глаза все мокры. (Окна в дождь)
Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Во всех этих случаях имя употребляется по особой  формуле: глагол + личное имя + какие – либо детали.  А  имя в загадке  замещает тот предмет, который содержится в отгадке.
А вот имя Кирилл служит для обозначения трудолюбия, заботы:
Жил Кирилл, много людей кормил,
А разбился, под плетень свалился. (Горшок)
По такому небольшому исследованию можно сделать вывод:  символические  значения личных имен в загадках очевидны.  Собственные имена загадок доносят  до нас не только само имя, но и глубокое понимание  имени народом. 


Библиографический список
1. Волков Г.Н.  Этнопедагогика.М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Русская речь Прикамья.  Лингвистическое краеведение:Учебное пособие.- Пермь: Изд – во ПОИПКРО, 2003.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1984 г.

 

информация о школе:учебная деятельность:внеурочная деятельность:педагогическая мастерская:неофициальная информация творчество учеников:главная страница
Hosted by uCoz